Мотивация спортсмена: виды и ее составляющие
Существует несколько разновидностей мотивации, каждая из которых основана на том или ином уровне потребностей.
Виды мотивации:
- простейшая мотивация;
- мотивация саморазвития;
- мотивация на результат;
- социального признания;
- жизненного предназначения.
Простейшая мотивация
Мотивы, вызванные базовыми потребностями, крайне неустойчивы и нуждаются в постоянном подкреплении. Их обладатель не понимает, зачем ему делать те или иные вещи.
Нередки случаи, когда родители отдают ребенка в спорт, не интересуясь его желаниями. Они лишь хотят, чтобы он приобрел волевые качества и стал уважаемым чемпионом с блестящей карьерой. В то же время для маленького спортсмена эти понятия не представляют никакой ценности. Вместо тренировок он с удовольствием бы поиграл со сверстниками или посмотрел мультфильмы. Потенциальная польза от занятий спортом для него попросту непостижима. И тогда начинается мотивирование методом «кнута и пряника».
Цель искусственно создается при помощи манипуляции низшими потребностями ребенка. За хорошее поведение следует поощрение (прибавка карманных денег, сладости, одобрение взрослых). Но малейшее отступление от правил приводит к наказанию. Поначалу эта методика эффективна, так как потребности спортсмена полностью удовлетворяются. Но очень скоро «кнут» становится бесполезен. Ребенок заранее знает, какое наказание его ожидает, поэтому не боится. «Пряники» ему тоже больше не нужны, ведь все необходимое у него уже есть.
Подобная мотивация приводит к негативным последствиям. Воспитанные в таком духе спортсмены могут ставить перед собой невыполнимые задачи, лишь для того, чтобы получить чужое одобрение. Потребность в призах и контрактах не соответствует их реальным возможностям. Нередка и обратная ситуация, когда человек перестает к чему-либо стремиться. Собственные достижения не приносят ему удовольствия.
Еще один неприятный итог — инфантилизм. Спортсмен помнит подачки от родителей за примерное поведение и ждет такой же щедрости от общества. Он воспринимает окружающих как доноров, обязанных удовлетворять его аппетиты. У него не формируются высшие потребности вроде самореализации или поиска своего места в жизни. Спортсмен не блистает успехами и останавливается в личностном и профессиональном развитии.
Метод «кнута и пряника» хорош лишь на начальных этапах спортивной подготовки. При этом наказание не должно заключаться в лишении пищи или питья, а также физическом воздействии. В дальнейшем следует перейти к более продуманным способам мотивирования.