Мотивация спортсмена: виды и ее составляющие | 2 часть

Мотивация спортсмена: виды и ее составляющие

Существует несколько разновидностей мотивации, каждая из которых основана на том или ином уровне потребностей.

Виды мотивации:

  • простейшая мотивация;
  • мотивация саморазвития;
  • мотивация на результат;
  • социального признания;
  • жизненного предназначения.
Модуль изображения

Мотивация саморазвития

Это мотивация уровнем повыше. Она связана с самоощущением ребенка и его отношением к своей деятельности. Ее второе название — «от — к». Она основана на положительных эмоциях, полученных от достижения успеха в конкретной сфере. Спортсмен радуется, когда у него получается выполнить задание тренера. Так как у совершенствования нет пределов, то и мотивация будет сохраняться длительное время.

Родители и тренер могут укрепить эту мотивированность, отмечая развитие ребенка. Сам он в силу возраста не может объективно оценить результаты своих стараний. Тренер должен объяснить ему, в чем именно заключается прогресс: «ты начинал от…, а пришел к…». Желательно при этом использовать количественные показатели, которые могли бы стать доказательством успеха. Для этого рекомендуется вести дневник спортсмена.

Однако многие тренеры упускают эту возможность эффективно мотивировать подопечных. Они устраивают скрупулезный разбор ошибок, совершенно не обращая внимания на достижения. В определенных кругах излишняя тренерская требовательность считается положительным качеством и активно поощряется. Но она лишает подопечного радости от познания окружающего мира методом проб и ошибок. Ребенок начинает относиться к тренировкам как к повинности, по завершении которой его ждут многочисленные замечания.

Мотивация на результат

Прогресс в спорте легко отследить, ведь он проявляется в показателях и рекордах. Спортсмен достигает некого результата, за который его ждет награда и всеобщее признание. Его профессиональное становление признают не только тренер с родителями, но и общество. В этом случае наряду с мотивом саморазвития действует мотив социального признания. Казалось бы, это хороший признак. Но нельзя допустить, чтобы мотивация на результат стала единственной и доминирующей. Она может загнать ребенка в ловушку, выбраться из которой будет непросто.

Победа не всегда достается одними лишь навыками. Известны случаи, когда чемпионы завоевывали призовые места лишь благодаря стечению обстоятельств. Дисквалификация талантливых соперников, хорошая погода, невнимательный судья — эти факторы помогут даже посредственному спортсмену покорить пьедестал. Но никто не захочет признавать, что получил свою медаль по воле случая. Тренер и его подопечный пытаются повторить и превзойти недостижимый результат. И когда это не удается, наступает фрустрация, способная превратиться в затяжную депрессию. Спортсмен теряет уверенность в себе и постепенно начинает воспринимать каждую свою победу как счастливую случайность.

Прежде, чем отправлять ребенка на серьезные соревнования, необходимо объективно оценить его способности. Он может хорошо проявлять себя на тренировках, где ему ничего не мешает. Но нет гарантии, что на турнире он выдаст такой же результат.

Нельзя быстро натаскать спортсмена на высокие показатели и ожидать, что он попадет в высшую лигу. Благодаря такому способу можно занять вершину рейтинга юниоров, но это будет последний крупный успех. Причем жесткие тренировки сопровождаются не менее жестким отношением к чаду со стороны наставника и родителей. Ему внушают, что он обязательно должен занять первое место. А если он не сделает этого, то его близкие люди расстроятся. Под гнетом психологического прессинга ребенок начинает верить, что ему и вправду хочется стать чемпионом. Но как только он повзрослеет, то постарается избавиться от навязанной мечты.

Модуль изображения